Виртуальная реальность – почему она до сих пор не захватила рынок? | SHIFU.IO
Переводы
Виртуальная реальность – почему она до сих пор не захватила рынок?
Редакция 02.03.2018

Источник: JC Torres 

Для технологии, которую некоторые считают следующим этапом развития человечества, виртуальная, а впрочем и дополненная, и смешанная реальности довольно медленно захватывают позиции. Недавно компания Qualcomm похвалилась, что её Snapdragon 845 будет использован в будущих VR-шлемах. Но с этим пока глухо и последняя CES – одно из свидетельств, что интерес к VR, AR и MR значительно ослаб. Технология, бесспорно, многообещающая, так почему же так мало людей проявляют к ней интерес? Потому что она хоть и грандиозна в перспективе, но всё же чересчур грандиозна для сегодняшних реалий.

VR  имеет значение

Начнём с того, почему VR – не просто мимолётное увлечение. Виртуальная реальность – не то чтобы что-то новое, она существует едва ли не с самого появления компьютеров. Конечно, в то время это было больше похоже на научную фантастику, чем на науку, но как в любой (настоящей) научной фантастике, в ней было научное зерно, а что ещё важнее – в ней были надежды. VR и его «родственники» делают невозможное возможным. Компьютеры уже предоставили нам возможность создавать невероятные миры или вещи, на достижение которых ранее потребовалась бы целая жизнь. И хотя растущая доступность 3D-печати позволяет создать какие-то из этих вещей в реальном мире, они здесь обязаны подчиняться законам физики и реальности. Таким образом VR делает нереальное реальным, при этом не материализуя его.  И это не просто полёт фантазии – речь идёт о расширении того, что мы можем сделать за пределами пространства и, в некоторой степени, времени. И хоть всё равно будут обсуждаться удобство и эргономика наложения экранов компьютера на физические стены, факт в том, что это возможно, и в этом случае мы даже не ограничены одним экраном на стене, мы даже не ограничены одной стеной!

Смотри, мама, я без рук!

Так почему же если виртуальная реальность настолько хороша, она всё ещё чужда большинству людей? Это не из-за того, как вещи изображаются – наши глаза, уши и мозг легко приспосабливаются к этому. Но если их можно одурачить, то с руками совсем другая история.

Большинство людей, которые надевают VR-шлем, особенно если они надевают его впервые, испытывают сложности с настройкой контроллеров. Поначалу они инстинктивно пытаются протянуть вперёд руки, как если бы они входили в темную комнату. Парадокс в том, что VR и AR дают почти идеальную оптическую иллюзию, но в то же время заставляют нас держать в руках контроллеры. И это скорее ограничивает, чем освобождает.

Кто-то может сказать, что несмотря на то, что мышки и джойстики не являются «естественными» устройствами ввода, люди всё равно к ним привыкли и пользуются не задумываясь, но это происходит благодаря изображению перед глазами. Мы всё равно помним, что это просто картинка на плоском экране. А когда эти поддельные изображения возникают прямо перед носом и вокруг нас, мы испытываем другие чувства. Просто понаблюдайте как люди, смотрящие фильм в 3D инстинктивно пытаются увернуться от обломков или предметов, которых на самом деле не существуют и они знают это!

Это слишком тяжело

Кроме того, что VR не особо интуитивно понятный, он еще не эргономичный. Кабели, как змеи путаются под ногами, словно только и ждут, чтобы вы упали. Почти все VR-устройства, на чем бы они ни работали – на ПК, телефонах или сами по себе – неудобные и тяжелые. Это, безусловно, не проблема, если вы недолго используете VR, но заменить ими компьютеры и телефоны в будущем, пусть даже и отдалённом, будет проблематично. Конечно, это в значительной степени просто ограничение нынешнего уровня технологии и производства, но в этом-то и соль! До тех пор, пока вместо того, чтобы надеть на голову громоздкую конструкцию вы не сможете использовать компактное VR-устройство, виртуальная реальность останется занимательной штукой, для использования от случая к случаю, а не полезным гаджетом, с помощью которого вы будете получать потоки информации в течение долгого периода.

VR буквально приклеивает вас к экрану!

Если вы находите ужасным то, что современные дети почти приклеены к своим смартфонам, то что вы скажете, когда они на самом деле к ним приклеятся? Нет никакого другого способа испытать VR, кроме как поместить экран прямо перед глазами. К сожалению, это обычно означает, что они не видят то, что реально находится вокруг.

И тогда VR сталкивается с окклюзией. В отличие от дополненной реальности, он создаёт только виртуальное изображение. Когда-нибудь возможность получать информацию снаружи, с помощью живой камеры в реальном времени. С VR вы должны быть ещё внимательней к окружающему вас пространству. Вам нужно осторожнее перемещаться, чтобы не столкнуться с чем-либо. Какая ирония! То, что потенциально может дать вам половину недоступного ранее мира одновременно изолирует вас от того, что всегда рядом с вами. С другой стороны, никто, кроме вас хотя бы не узнает, что вы делаете в своём собственном уголке виртуальной вселенной.

WIMP (window, icon, menu, pointing device)

VR считается развлекательной технологией, применимой скорее для игр, чем для жизни. И хотя большинство устройств подпадают под эту категорию, есть и другие, которые делают больше, чем просто игры. VR может помочь исследовать те места, в которых вы никогда не сможете побывать или даже создать то, что никогда не будет возможно с помощью обычных инструментов для рисования и скульптуры. Но «новая волна вычислений» должно помочь выйти за рамки этого. Она должна помочь виртуальной реальности стать такой же юзабельной как наши компьютеры и телефоны, для просмотра веб-страниц, обработки документов, создания контента, даже программирования. К сожалению, сейчас программное обеспечение, которое у нас есть сегодня, плохо приспособлено для такого применения виртуальной реальности. 

Мы всё ещё живём в мире окон, иконок и мышек. На сенсорных экранах мобильных устройств пальцы заменяют указатель мышки, и хоть они и могут быть перенесены в виртуальную реальность, это повлечёт неоправданные траты ресурсов. Манипулирование окнами в VR требует утомляющих движений рук или запястий. И забудьте о наборе текста, особенно с клавиатуры, которую вы не видите. Сторонники VR продвигают технологию в массы, но немногие из них пытались на самом деле проектировать опыт, который удовлетворяет потребности этих масс.

Итого

В целом, перечисленные факторы – не повод отказываться от технологии. Это скорее проблемы, которые необходимо решить. Это как извечный вопрос про курицу и яйцо – без правильного сочетания аппаратного и программного обеспечения пользователи не будут заинтересованы в виртуальной реальности. Но без достаточного количества пользователей, производители не будут заинтересованы в инвестициях в VR. Пока что кажется, что такие компании, как Qualcomm, Microsoft и даже Facebook всё еще выжидают. Остаётся только надеяться, что они всё равно возьмутся за виртуальную реальность, пусть перспективы пока и туманны.

Редакция 02.03.2018